5 причин смерти хип-хопа: Американская версия Автор этой статьи — рэппер. Не двигатель мейнстрим-движения, а один из светлых представителей нью-йоркского андеграунда. Поскольку США все-таки та страна, где и родился музыкальный стиль, которым мы все живем и болеем, позволим некому J-zone рассказать, почему же вечная тема «хип-хоп мертв» остается вечной. Для наших же соотечественников эта статья будет довольно полезной. Теперь мы узнаем все подводные камни на нашем пути, и, надеюсь, наше плавание будет успешным…
Самсон
Начало конца
Я понимаю, что споры о музыке — вещь вообще бессмысленная. У каждого из нас разные вкусы и пристрастия. Но несколько моих друзей очень захотели узнать мое отношение к популярной уже фразе «Хип-хоп мертв». Я серьезно отнесся к вопросу и выложил свои мысли на сайте. В результате я получил много неожиданной поддержки и в то же время кучу дерзкой критики.
Давайте договоримся так: на вопрос, жив или мертв хип-хоп, мы никогда не получим точного ответа. Это вопрос о музыке, а не о жизни или смерти. Мы с вами размышляем, вот и все. Кстати, читая эту статью, можно прекрасно убить время. Начнем…
Все говорят об этом. Nas назвал так альбом. Люди спорят уже долгое время и не могут достичь согласия. Посмотрев очередной матч по футболу, я решил выделить всего пять причин упадка рэп-музыки. Перед тем как я воспользуюсь правом свободы мысли и слова, давайте кое-что выясним.
a. Я признаю тот факт, что в этом, как и в прошлых годах, вышла целая куча выдающихся альбомов, а некоторые продюсеры удивили своими битами. Да, все еще есть рэпперы, которые заставляют нас слушать их. Это не главный вопрос. Может, музыка дня сегодняшнего стоит на равных с музыкой дня завтрашнего, но все же, если хорошо все взвесить, то сегодняшние негативные тенденции перевесят все плюсы.
b. Есть всего 3 вещи, о которых бессмысленно спорить. Религия, политика и, конечно же, хип-хоп… Что бы мы ни сказали сейчас, всегда найдутся ярые противники, которые с радостью будут доказывать противоположное.
c. В этой статье мы не будем рассуждать о политике лейблов, ибо они в игре уже давно. Чего их критиковать, ведь мы и так давно упустили возможность их контролировать.
Причина № 5
Принадлежность к банде, клану, движению: С кем же вы, парни?
О роли количества. Движения, сотрудничества, гости с большими именами, команды, бифы и все в этом роде. Сольной карьере давно пришел конец. Когда культура только зарождалась, тебя судили только по твоей музыке. Rakim, Nas, Biggie, LL Cool J, Big Daddy Kane — все они стали легендами только с помощью своей музыки. У Rakim-а, к примеру, на первых четырех альбомах не было ни одного фита! Нет, конечно же, были в то время движения: вспомним Juice Crew, Native Tongues, Lench Mob crew, но это были скорее исключения.
По какой-то причине в начале 90-х возникла огромная необходимость в наличии своей то ли банды, то ли команды. Группы из тысячи разных артистов… Они начали вместе ездить в туры, одинаково одеваться, бифить одни команды и дружить с другими. Я не говорю, что это плохо, но все же теперь артисты не могут определиться сами по себе и почему-то стали зависеть от чьего-то мнения. Посмотрите на сегодняшних самых успешных исполнителей. У всех есть свои команды. Те же Roc-A-Fella, Def Jux, Wu-Tang, Stonesthrow, G-Unit, Dipset, Hieroglyphics и другие… Вся причина в разделе зон влияния. Если вы этого не делаете, вы исчезаете.
Стоит вспомнить, что это именно альбом «Down With The King» Run DMC в 1993-м стал первой пластинкой с наличием большого количества фитов и различных продюсеров. С одной стороны, это положительно отразилось на продажах, но с другой — стало раковой опухолью для всей индустрии.
Сегодня тебе нужен трек от Timbaland, трек от Just Blaze, Dr Dre, а также от Neptunes или Kanye West, чтобы люди тебя оценили. Хотя в итоге получается набор песенок, а не полноценный альбом. Почему бы не дать одному из вышеперечисленных написать этот полноценный альбом? Хороший альбом это соответствующая атмосфера. Те же Wu-Tang Clan были движением очень сплоченным. RZA же выступал в роли их «акустического клея». Те же выдающиеся альбомы «Illmatic» или «Ready to Die» могли похвастаться всего лишь тремя продюсерами и максимум тремя фитами. Помешавшись на культе своего движения и приглашении гостей с громким именем, мы теряем цельность альбома и его настоящее предназначение. Теперь дело не в том, как ты сам крут, а в том, в каких ты отношениях с другими крутыми. Но, признаться честно, более 92% звезд такого движения находятся далеко не на равных с кучкой мега-звезд. Тут также работает правило количества, а не качества. Ты можешь записать и пять альбомов… Но ты безразличен всем, пока на одном из альбомов не появится 10 продюсеров и 7 гостей. Все тянутся к тем, кто пахнет платиной, и не думают о своем личном творчестве. Если в 1988-м Milk D как-то сказал, что на «Top Billin» появился его «огромный телохранитель», то в 2007-м все выглядело бы по-другому: этот же телохранитель выпустил бы свой сольный альбом.
Причина № 4. Слишком много музыки
Как и в случае с командами, в музыке тоже начало работать правило количества. У людей разыгрался аппетит, и их уже не остановить. Слишком много музыки вне зависимости от ее качества. Люди быстро отвыкают от альбомов и спокойно откладывают их в долгий ящик. Некоторые просто налетают на рынки и раскупают все, что попадается, просто из-за того, что им нравится сам процесс покупки. Давайте вспомним: Rakim выпускал альбомы каждые 2 года, а EPMD, Scarface и Ice Cube вообще каждый год. Это уж слишком. Хотя сейчас правила настолько жестки, что если ты каждый год не выпускаешь альбом, несколько микстейпов, а также не появляешься в нескольких фитах, тебя просто забудут. Эта спешка очень снизила качество и стоимость самой продукции. Все забыли, что такое настоящий альбом и начали просто клепать один за другим микстейпы. Да, эти микстейпы иногда продаются даже лучше, чем сами альбомы, и тогда теряется смысл релиза самого альбома, гордости за его выпуск. Каждую неделю полки магазинов заполняют все новые треки, синглы, альбомы. Новичкам очень тяжело пробиться через очередь главных звезд, а многие хорошие треки остаются просто незамеченными. Помню, как-то Mr. Walt из Da Beatminerz заметил: «Ты работаешь полтора года в студии, чтобы получить шанс на успех всего лишь на две недели. После этого большинство треков просто умирают».
Причина № 3. Отсутствие баланса
Когда рэп перестал быть веселым, я сразу почуял что-то не ладное. Вообще, маловато артистов осталось, которые делают музыку ради удовольствия, а не ради денег. Спросите себя, рэпперы: «Продолжал бы я заниматься рэпом, если бы это не приносило денег?». Многие из вас скажут, что нет. Мы все хотим какую-то «зарплату» или же прибыль. Я тоже люблю деньги! Но многие видят в деньгах весь смысл хип-хоп-игры. Читаешь интервью и плюешься от слов: «Мне безразличен сам рэп, я лучше буду хастлером. Я занимаюсь этим просто потому, что у меня это неплохо получается».
Веселиться и быть задорным очень важно для артиста, перед тем как его подписали. Сейчас есть много МС для баттлов, гангста-рэпперов и жестких МС. А веселые? Хотя бы такие, как Biz Markie, Humpty Hump, The Afros или кто там еще?! Кто не боится немного побыть смешным. Бог же не запретил петь о чем-либо ином, нежели твой район, твои проблемы и цвет твоей новой тачки. Я живу в Квинсе, меньше мили до дома 50 Cent-а. Мало кто там знает, что я тоже читаю рэп. Один малыш увидел мое фото в журнале «The Source» и говорит мне: «Я даже не думал, что ты тоже в игре. Почему бы тебе не стать знаменитым и не начать петь о нашем районе? 50 Cent это сделал». А зачем мне это делать? У меня высшее образование, я уже взрослый человек. Я люблю свой район, но решил не петь о том же, что и все. Я не уличный парень, я, скорее, освещаю одну из сторон жизни. Раньше наша роль была такой…
Мне кажется, Biz Markie ни за что не смог бы стать популярным в 2007-м с такой песней, как «The Dragon». Тех же De La Soul иногда даже называли хиппи. Но все равно — вступи кто с ними в баттл, они бы порвали каждого. Парни просто умели веселить народ и самих себя. Вот почему те времена называли «золотой эпохой». Рэпперы умели находить баланс в своем творчестве. Были веселые клоуны сцены, как Biz Markie, Humpty Hump, Kwame и ODB. Политические активисты, как Lakim Shabazz, Poor Righteous Teachers, Kam. Услышать маты можно было от Rap-A-Lot и 2 Live из Майами. А бодрящие Wrecks-N-Effect, Native Tongues? Как же они? Не нужно ничего бояться. Нужно ломать правила и перестать опасаться, что тебя неправильно поймут. Это касается и всех продюсеров. Если не в музыке, то где вы проявите свой характер? Или все стали очень серьезными? Хоть раз замените сексуальных моделей на трехсоткилограммовых бабулек… Позвольте себе немного самокритики. Не все же вы уличные киллеры. Хип-хоп это и юмор тоже… Если не появится больше тех, кто заставит нас смеяться, и баланс в музыке пропадет, нам уже не на что рассчитывать.
Правило № 2. Закон и порядок
«Boop Boop, it's the sound of the police!». Да, да, настоящей полиции!
Хип-хоп вырос в некоторых противоречиях с законом, но не на жестокости. Многие вступают в игру, чтобы избежать житейских будней. Микстейпы, ремиксы, сэмплинг, пародии,— все это доказывает, что хип-хоп всегда старается изменить взгляд на прошлое и создает что-то новое. Но что для одних золото, для других куча мусора. Сейчас федералы взялись за DJ Drama и его работы с микстейпами. Как очевидна во всем этом вендетта лейблов и организаций, которые занимаются сертификацией альбомов!
Сейчас хип-хопом заниматься даже очень опасно. Многие заимствовали 8-тактовые инновации Джеймса Брауна. Всем было хорошо. Что же сейчас? Музыка стала еще одним полем боя для судов и адвокатов. Даже за маленькую часть сэмпла на тебя могут подать в суд. Чужие мотивы стали юридической ловушкой для артистов. Всему виной игры больших лейблов. Myspace каждый день закрывает странички, на которых размещают «нелегальные» ремиксы. Смысл игры пропадает. Не с кем играть. Что же выходит: свое творение нужно нести к менеджерам лейблов и просить разрешения сделать ремикс на свой собственный трек? Это уж совсем чудно. Вспомним, как пробирались в игру Kid Capri, Double R, S&S, Doo Wop, Silver Surfer и многие другие. Неизвестный продюсер делал хитовый ремикс на песню какой-нибудь звезды и получал возможность засветиться в игре. Боюсь, что скоро даже за использование рождественских звоночков на вас подаст в суд некий Санта-Клаус. Вот именно такие несправедливые, а порой идиотские штуки и разрушают нашу индустрию.
Причина № 1. Интернет-батюшка
Да уж, это палка о двух концах. С одной стороны, если я записал отличную песню, ее уже через час могут послушать на Myspace. Я не трачу кучу денег на рекламу. Жители какого-нибудь Арканзаса, имеющие выход в Интернет, уже смогут услышать мои работы. Распространение теперь вообще не проблема. У каждого почти равные права. Но давайте взглянем на другую сторону медали. Как вы считаете, если у всех равные права, то всем удастся выделиться из многомиллионной толпы «рэпперов»? Раньше, как ты работал, так тебе и воздавалось. Сейчас же в мире формата MP3 всего слишком много. Это может порадовать молодого парня, который только начал себя рекламировать. Но разве не будет разочарованием для него, если вместо постов и отзывов о работах он увидит сплошной спам?
Интернет также разбил вдребезги еще один столп, на котором стояла вся хип-хоп-игра. Это ожидание, интрига. Раньше до официального релиза можно было услышать максимум 3 хита. Затем оставалось ждать целыми месяцами. Теперь же утечка альбома в и-нет до официального релиза — дело обычное. Может, это ничего и не меняет, хотя, по правде говоря, ожидание играло огромную роль.
Да, продолжим фантазировать… Раньше не было интернет-бифов. Это же детские игры, а не состязание. Они говорят через телевидение, радио, пишут на форумах, и это все выглядит по-идиотски. Где рэп? Я тоже могу сидеть себе где-нибудь в Мексике и угрожать кому-то из Финляндии, но это же фейк. Интернет — это главное проклятие рэп-музыки.
J-Zone
(информация взята с http://respected.ru)