Специально для вас!!! Включив в свой лексикон американское словечко "crunk", вы можете попасть в непростую ситуацию. Слишком уж оно многозначно. Во-первых, им иногда заменяют нецензурные выражения. Типа, "мля". Во-вторых, оно незаменимо, когда остальные превосходные эпитеты вроде "cool", "hype", а также "крутой", "клевый" и "омуенный", кажутся недостаточно емкими. Наконец, есть симпатичная версия о происхождении слова "crunk" от смешения "crazy" (безумие) и "drunk" (пьянство). Хотя главный эксперт в этом вопросе, Lil Jon, говорит, что "crunk" означает высшее энергетическое состояние. Этим словом он называет созданное им же направление в хип-хопе.
Сложно ли в такой зрелой культуре как хип-хоп создать новое направление? Как выясняется - нет. В этом деле самое важное придумать хлесткое название. Не смейтесь, но главный критерий стиля crunk - участие в треке Lil Jon'a, неважно в каком амплуа - исполнителя или продюсера. В остальном же crunk не нарушает стилистических рамок dirty south, характерного южного рэпца, не без влияния кантри. Естественно, как уроженец Атланты, Lil Jon нырнул именно в эту пучину.
Атланта богата на таланты. Перечислим только персон континентального масштаба: Outкast, Goodie Mob, Usher, Jermaine Dupri, Ludacris. И сегодня мы имеем все основания добавлять в этот список Лил Джона. Хотя его дорога к славе была увенчана не розами, но терниями.
Лил Джон, урожденный Джонатан Смит, немало лет прозябал в качестве бойца андеграунда, за плечами Джонатана карьера клубного ди-джея в родной Атланте. С середины 90-х начались его опыты на почве продюсирования: с подачи Джермэйна Дюпри он получил пост на рекорд-лейбле So So Def. Первыми заслуживающими внимания работами стали композиции для Too $hort. В 1996 году он дебютирует как артист и при поддержке своей братвы Eastside Boyz (Big Sam и Lil выпускает альбом "Get Crunk, Who U Wit: Da Album". Диск провалился, возможно в силу слабой дистрибьюции и отсутствии промо-компании (в 2003 часть этого материала в ремикшированом виде была переиздана под названием "Certified Crunk"), а возможно потому, что народ не был готов к агрессивной энергетике кранка. Незамеченным остался и следующий альбом Lil Jon & Eastside Boyz "We Still Crunk", выпущенный инди-лейблом BME. Парадокс, но при этом навыки Джона, как продюсера пользовались спросом, бренд "Lil Jon" был известен не только в пределах штата Джорджия.
В значительной мере переломил ситуацию выход альбома "Put Yo Hood Up". Продюсерские успехи Lil Jon'a позволили привлечь к записи альбома настоящих звезд, таких как Ludacris и МОР. Да и сам Lil Jon поднатаскался в написании хитов и четко знал, что и как необходимо делать. Не перегружая мозги слушателей философскими раздумьями и политическими лозунгами, Lil Jon & Eastside Boyz развлекали зрителей качественными клубными хитами с мощнейшей басовой линией и накрепко впечатывающимися в мозг припевами. Треки "Bia, Bia" и "Put Yo Hood Up" позволили Джонатану выбраться из андеграунда и впервые в своей карьере получить золотой диск.
А в следующем году плотину прорвало. Национальный триумф альбома "King Of Crunk" (двойная "платина") вывел Lil Jon'а в число первых персон мировой рэп-сцены и сделал его одним из самых влиятельных артистов и продюсеров в современном хип-хопе. Начиная с 2002, в список его клиентов попали Trick Daddy, Nappy Roots, Ying Yang Twins, Mobb Deep, Young Buck, David Banner и многие-многие другие. Не менее презентабельно выглядит список соучастников с альбома "King of Crunk". Весь Юг и сочувствующие: Ying Yang Twins, Eightball, MJG, Mystikal, Trick Daddy, Petey Pablo, Kraziye Bone, Devin The Dude, E40, и на сладкое - Fat Joe, Styles и Jadakiss. Трек "I Don`t Give a…" взрывал танцполы, а "Get Low" заставлял всех геймеров, играющих в Need For Speed Underground, еще агрессивнее давить на газ.
В 2004 успехи Lil Jon были связаны с продюсированием. О мегахите "Yeah!", написанном им для Usher'a неоднократно говорилось, неплохим был и дебют новых подопечных Лил Джона и лейбла BME - Lil Scrappy и Trillville. А на конец сезона назначен релиз очередного альбома "Crunk Juice". Новый шедевр грозит побить все рекорды "King of Crunk". Продолжительный список гостей возглавляют такие легенды как Ice Cube, Nas и Snoop Dogg. Не всё Джонатан стал продюсировать сам, несколько треков он доверил кудесникам звука Scott Storch и Neptunes, Timbaland и Rick Rubin. Несколько неожиданно в числе приглашенных гостей смотрятся панки Bad Brains и рокер Томми Ли.
Так что триумфальное шествие музыки crunk будет продолжено. Плодовитый музыкант, яростный МС, хвастливый собеседник и неугомонный продюсер, склонный к смешению стилей, Лил Джон способен одеть crunk в одежды любого музыкального стиля. Вчера он писал Сrunk&B для Ашера, сегодня - crunk-rock для группы Korn. Чем он займется завтра?